 В водочном бизнесе России начинается тот же процесс, что и в пивном – крупные международные холдинги начинают скупать ликеро-водочные заводы и бренды, принадлежащие россиянам. И самое интересное, что российские бизнесмены не возражают против такого «захвата», а наоборот, сами стремятся продать свою собственность. В частности, калужский ликероводочный завод "Кристалл", контрольный пакет которого принадлежит бывшему главе "Росспиртпрома" Сергею Зивенко, скорее всего, уже в мае сменит главного акционера – им станет крупнейший алкогольный холдинг Европы — Belvedere SA.
Завод (кстати, одна из самых мощных в России площадок) нужен Belvedere для розлива собственных марок - Sobieski, "Юрий Долгорукий" и "Чайковский". Belvedere уже купил 100% дистрибуторской компании "Времена года" с принадлежащими ей марками "Юрий Долгорукий", "Чайковский", "Окно в Европу". Есть слухи, что планирует Belvedere приобретение и еще двух российских водочных заводов.
Кстати, на Украине Belvedere купила Черкасский ЛВЗ, на котором в ближайшее время начнет розлив водки Sobieski, вина и шампанского.
Зачем французскому концерну заводы на постсоветском пространстве? Естественно, их привлекает «постсоветский» и прежде всего, российский рынки. Кстати, Belvedere - не единственный международный гигант, стремящийся в Россию - вторым претендентом на калужский ЛВЗ является инвесткомпания А1, которая хочет купить завод для Diageo. Но, скорее всего, А1 откажется от претензий на калужский завод - компанию интересует бренд "Белое золото", а не производство.
Зачем нужны заводы иностранцам – понятно. Но остается вопрос – а зачем все это нужно российским бизнесменам? Неужели они – еще далеко не старые мужики, прошедшие огни и воды российских лихих 90-х, выжившие и сумевшие поднять дело, решили уйти на покой? И спокойно лежать на шезлонгах где-нибудь на острове рядом с экватором? Навряд ли.
На мой взгляд, наши российские деловые люди продажей своих активов решают сразу несколько проблем. Например, освобождаются от брендов, уже достигших пика популярности. По логике вещей, их поддержка требует все больших средств, а прибыль будет оставаться на уже достигнутом уровне, а то и падать. Так что проще их продать иностранцам. Потому как свои – не купят, потому что тоже умные, а у иностранных концернов и рынки побольше, чем у россиян, и средств – вообще немеряно.
Вторая причина – возможность получить достаточно большие средства, на которые начать или усовершенствовать производства, которые остаются в собственности. Тот же самый Зивенко, продав калужский ЛВЗ, не собирается выходить из водочного бизнеса, а начать розлив его основных марок, "Белого золота" и "Олигарха", на заводе в Обнинске. Так что, скорее всего, обнинский ЛВЗ будет модернизирован, чтобы повысить производительность, качество продукции, снизить ее себестоимость. А значит – поднимется эффективность производства.
А третья, вполне возможная, причина – устали российские производители водки от непредсказуемого будущего. От непонятно каких законов, принимаемых непонятно как и непонятно кем. От постоянно растущего пресса налогов и сборов, дополняемого неофициальными «налогами и сборами» местных властей и бандитов. И потому продают пакеты акций заводов – предпочтительно иностранцам.
А «забугорные» деньги – это уже иностранные инвестиции, за которые так борется правительство. И оно защитит эти инвестиции на федеральном уровне. А россияне, продав контрольный пакет, уже в роли миноритарных акционеров будут спокойно смотреть со стороны на все эти битвы. И имея финансовый запас, заниматься созданием «свечных заводиков в Самаре» - предприятий небольших, но современных и прибыльных.
Создадут – и опять продадут контрольные пакеты иностранцам. Их правительство российское больше любит, чем своих… Михаил Смирнов |